Программа развития

Полное наименование Программы Программа развития МОУ СОШ № 2 г. Демидова Смоленской области «Формирование ответственного отношения  школьников к здоровью как условие достижения высоких конечных  результатов»
Основание для разработки Программы Теоретико-методологическую основу программы развития составили:
-компетентностная теория проектирования содержания общего образования (В.И. Байденко, В.В. Гузеев, В.В. Краевский,  М.Н. Скаткин, А.М. Хуторской и др.);
-философские, психологические и педагогические теории, определяющие воспитание как целенаправленный процесс формирования у человека системы социально – ценностных отношений к себе и окружающему миру (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, А.Е. Кондратенков, А.Ф. Лазурский, В.С. Селиванов, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.);
-психолого – педагогические положения о возрастных возможностях обучения, воспитания и особенностях развития учащихся разных возрастов (Я.А. Коменский, И.С. Кон, И.С. Марьенко, И.Р. Якиманская);
-философские, педагогические, этические, социологические, психологические положения, раскрывающие сущность и содержание ответственного отношения к здоровью (И.И. Брехман, А.Я. Иванюшкин, Ю.П. Лисицын, К.Д. Ушинский, В.Н. Шестакова);
-научные концепции, посвящённые аспектам сохранения и укрепления здоровья школьников (Г.К. Зайцев, В.Н. Касаткин, В.В. Колбанов, П.Ф. Лесгафт, Ю.В. Науменко, Н.К. Смирнов, Е.Н. Степанов, Л.Г. Татарникова)
Проблема Недостаточная сформированность ответственного отношения школьников к здоровью, адекватного задачам достижения школьниками высоких конечных результатов
Цель Программы Формирование ответственного отношения школьников к здоровью как важнейшее условие достижения школьниками высоких конечных результатов
Задачи программы

Совершенствовать модель здоровьесберегающей образовательной среды, адекватной государственному образовательному заказу и образовательным запросам учащихся, их родителей и социального окружения школы.

2. Создать систему работы по формированию ответственного отношения школьников к здоровью:

-сохранять  и укреплять здоровье  (физическое, психическое, социальное, соматическое, духовно-нравственное) школьников;

-обеспечивать рациональную организацию учебного процесса, позволяющую установить паритет физической и интеллектуальной нагрузки школьников и снятие перегрузок учащихся;

-совершенствовать содержание образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий,  способствующих достижению высоких конечных результатов;

-формировать представления учащихся о ценности здоровья и здорового образа жизни, навыки ответственного поведения в отношении него;

-обеспечить в единстве комплекс мероприятий по безопасному функционированию образовательного учреждения;

-создать матричную модель управления школой, обеспечивающую участие ученического, родительского, профессионального сообщества и социальных партнеров в процессе формирования ответственного отношения школьников к здоровью;

-разработать программу научно-методического сопровождения инновационной деятельности по обеспечению непрерывности и  преемственности содержания общего и дополнительного образования как средства формирования ответственного отношения школьников к здоровью.

3.Систематизировать работу с кадрами  по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании ответственного  отношения школьников к здоровью.

4. Обновить информационно-образовательную среду школы за счет повышения профессиональной компетентности педагогов, следствием чего станет достижение школьниками высоких конечных результатов.

5.Определить формы, направления и содержание социального партнерства по научно-методическому обеспечению инновационной деятельности педагогического коллектива.

6.Способствовать становлению школы как ресурсного центра инновационной деятельности образовательных учреждений Демидовского района Смоленской области по проблеме формирования ответственного отношения школьников к здоровью.

7.Дополнить локальную правовую базу  образовательного учреждения по формированию ответственного отношения школьников к здоровью

Подпрограммы

«Информационно-образовательная среда школы»

«Эколого-валеологическое воспитание школьников»

«Обеспечение здоровьесберегающей деятельности школы»

«Гражданином быть обязан»

«Организация  спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы»

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые индикаторы для оценки достижений

Формирование ответственного отношения школьников к здоровью:

-высокая степень осознания личной и общественной ценности здоровья, ориентация на приоритет здорового образа жизни (с 69% до 75%);

-полные системные знания о ценности здоровья, о способах его сохранения и укрепления (с 34% до 50%);

-положительное (бережное, заинтересованное) отношение к здоровью,  основанное на осознанном собственном выборе здорового образа жизни;

-высокая степень сформированности умений ответственно относиться к здоровью, наличие опыта по овладению социально значимыми приемами здорового образа жизни.

Повышение качества образования на (5%) посредством реализации дифференцированного, индивидуального подходов к обучению, внедрение новых технологий обучения и воспитания( в том числе информационных и коммуникационных технологий), разработка педагогами  и внедрение в практику электронных образовательных ресурсов.

3.Участие ученического, родительского, профессионального сообщества и социальных партнеров в процессе формирования ответственного отношения школьников к здоровью.

4.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании ответственного  отношения школьников к здоровью (с 51% до 70%), сформированность готовности педагогов обновлять информационно-образовательную среду школы (80%)

5.Функционирование школы как ресурсного центра инновационной деятельности образовательных учреждений Демидовского района Смоленской области по проблеме формирования ответственного отношения школьников к здоровью.

6.Эффективное управление процессом формирования ответственного отношения школьников к здоровью на основе соответствующей локальной правовой базы образовательного учреждения

Основные направления Программы

Модификация содержания общего и дополнительного образования, ориентированного на формирование ответственного отношения школьников к здоровью;

вариативность технологии формирования ответственного отношения школьников к здоровью с учетом индивидуальных, возрастных особенностей школьников, состояние их здоровья;

квалифицированное социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

модернизация управленческой деятельности по совершенствованию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения;

совершенствование методической службы по формированию профессиональной компетентности педагогов;

укрепление связей учащихся, родителей, профессионального сообщества и социальных партнеров  в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса

Принципы реализации

Системный подход

Компетентностный подход

Личностно ориентированный подход

Программно-целевой подход

Гуманистический  подход

Сроки реализации Программы 2011 — 2014г
Этапы реализации Программы

I.  Организационный: 2011-2012г.

II. Внедренческий:      2012-2013 г.г.

III.Аналитический:     2013-2014 г.г.

Объемы и источники финансирования Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетного финансирования (82%) и дополнительно привлеченных средств: расширение сферы образовательных услуг, предоставляемых школой, спонсорские средства, добровольные пожертвования (18%)
Разработчики Программы Рабочая группа администрации МОУ СОШ № 2 г. Демидова Смоленской области, педагогический коллектив школы
Ф,И.О., телефон руководителя Программы

Чебанюк Михаил Иосифович, директор муниципального образовательного учреждения   средняя  общеобразовательная  школа  №2 г. Демидова Смоленской области, Заслуженный учитель РФ,

8-48-147-4-23-80

Постановление об утверждении Программы Решение педагогического совета муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 г. Демидова Смоленской области. Протокол № 3 от 9 ноября 2010 г
С кем согласована Программа Отдел по образованию Администрации муниципального образования «Демидовский район Смоленской области»
Исполнители программы Участники образовательного процесса: администрация, педагогический коллектив школы, учащиеся и их родители, социальные партнеры
Система организации контроля за выполнением Программы Постоянный контроль за выполнением Программы осуществляет совет и администрация школы. Результаты  представляются в отдел по образованию Администрации  муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области, а также общественности в форме публичного отчета на коллегии отдела по образованию, на научно-практических конференциях, семинарах, специально организованных презентациях и размещаются на образовательном портале МО «Демидовский район», на сайте образовательного учреждения

В ходе анализа деятельности школы выявлена актуальная проблема недостаточной сформированности ответственного отношения школьников к здоровью, адекватного задачам достижения высоких конечных результатов,

составляющими которой являются:

-вооружение школьников знаниями о личной и общественной значимости здоровья, формирование умений и навыков по его сохранению и укреплению, положительной социальной мотивации, направленной на ответственную деятельность в отношении здоровья;

-развитие способностей школьников к волевым усилиям в различных видах деятельности, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья;

-формирование у школьников нравственных убеждений в личной и общественной ценности здоровья;

-освоение школьниками форм социального поведения, усвоение и реализация социального опыта жизнедеятельности с учетом ответственного отношения к здоровью;

-формирование компетентности педагогов в вопросах воспитания ответственного отношения школьников к здоровью;

-организация взаимодействия с учениками,  родителями, профессиональной  общественностью и социальными партнерами в процессе формирования ответственного отношения школьников к здоровью.

Миссия

Школы дифференцируется по отношению к различным субъектам образовательного процесса:

-по отношению к учащимся, родителям школа формирует у школьников ответственное отношение к здоровью, что является условием достижения высоких конечных результатов;

-по отношению к системе образования школа совершенствует инновационную модель здоровьесберегающей образовательной среды, адекватную государственному образовательному заказу и образовательным запросам учащихся, их родителей и социального окружения школы по следующим направлениям:

-обеспечение социально-медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

-совершенствование инфраструктуры школы;

-организация образовательного процесса на компетентностной основе;

-повышение профессиональной компетентности педагогов;

-организация физкультурно-оздоровительной работы;

-педагогическое просвещение родителей.

По отношению к педагогическому коллективу школа содействует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в формировании ответственного  отношения к здоровью.

Оптимальный сценарий развития МОУ СОШ № 2 г.Демидова

Деятельность школы в режиме инновационного развития станет основой совершенствования модели здоровьесберегающей образовательной среды, адекватной государственному образовательному заказу и образовательным запросам учащихся, их родителей и социального окружения школы, что станет основой формирования вокруг образовательного учреждения здоровьесберегающей образовательной сети района. Статус муниципального центра позволит школе привлечь к образовательному процессу дополнительное число учащихся, родителей, профессиональную общественность, социальных партнеров города и муниципального образования, дополнительные ресурсы для развития материально-технической базы образовательного учреждения.

Модель развития школы

Концепция школы предлагает инновационный подход к образованию, связанный с формированием такого личностно и социально значимого качества, как ответственность. Ответственность проявляется в системе отношений человека к себе, в том числе собственному здоровью, материально – вещной среде, природе, окружающим людям. Основой ответственности выступает ценностный выбор личности, сделанный осознанно и свободно.

Разработанная концепция представляет собой нормативно- управленческий документ, нацеленный на формирование ответственного отношения школьников к здоровью как   условие достижения высоких конечных результатов.

Концепция школы будет осуществляться   в следующих направлениях ее реализации:

-модификация содержания общего и дополнительного образования, ориентированного на формирование ответственного отношения школьников к здоровью;

-вариативность технологии формирования ответственного отношения школьников к здоровью с учетом индивидуальных, возрастных особенностей школьников, состояние их здоровья;

-квалифицированное социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

-модернизация управленческой деятельности по совершенствованию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения;

-совершенствование методической службы по формированию профессиональной компетентности педагогов;

-укрепление связей учащихся, родителей, профессионального сообщества и социальных партнеров  в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Главная идея, положенная в основу концепции, – формирование ответственного отношения школьников к здоровью. Оно проявляется в наличии у учащихся широких и устойчивых мотивов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. У таких школьников присутствуют полные и системные знания о здоровье, его устойчивая эмоциональная оценка. Они умеют выделять все компоненты ценности «здоровье», обосновывать собственное отношение к нему, умеют прогнозировать деятельность, направленную на проявление ценностной сущности здоровья, выраженной в виде прогноза применительно к социуму.  Они умеют правильно общаться и предупреждать конфликты, с готовностью принимают решения, связанные с самостоятельной деятельностью, проявляя волевые усилия, добровольно следуют моральным нормам, которые становятся их жизненными принципами.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы прогнозируется дальнейшее обновление и совершенствование содержания образования, в рамках которого предполагается:

Осуществлять поиск, разработку и внедрение нового содержания воспитания и обучения, а также оптимальных форм и методов его реализации для формирования здоровой, свободной и ответственной, компетентной, гармонично развитой личности, способной реализовывать свои возможности и наклонности в современном обществе.

Обеспечить комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, доступность обучения для всех детей, разнообразие образовательных услуг в условиях профильного обучения.

Осуществлять учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем эффективной работы социально-медико-психолого-педагогической  службы, научно обоснованного мониторинга, анализа динамики развития учащихся.

Сохранять и укреплять здоровье учащихся.

Развивать социальное партнерство с дошкольными, внешкольными учреждениями, (вузами, колледжами, учреждениями культуры и здравоохранения) как основы создания и развития единого педагогического пространства.

Определена следующая структура модели образовательного учреждения:

1 ступень – начальное образование:

-продолжение работы, начатой в сотрудничестве с дошкольными учреждениями под контролем социально-медико-психолого-педагогической и логопедической служб школы с учетом состояния здоровья, индивидуальных и возрастных особенностей детей, преемственности реализуемых образовательных программ в цепи непрерывности: от детского сада – начальной школы- до основной школы;

-обновление содержания образования  в начальных классах, в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения, путем расширения инновационной деятельности педагогов по построению новых содержательных и организационно-педагогических основ формирования ответственности, компетентности школьников;

-создание условий для плавного, постепенного перехода учащихся на основную ступень образования через преемственность и включение в работу специалистов психолого-педагогической службы для снижения уровня дезадаптации;

-формирование у учащихся ценностного отношения к себе, природе и обществу.

2 ступень – основное общее образование:

-обеспечение качественных результатов образовательного процесса в условиях разнообразия педтехнологий, направленных на максимальное развитие способностей, дальнейшее формирование компетентностей учащихся;

-реализация базового компонента образования и предпрофильная подготовка с правом перехода от одного дополнительного курса к другому при сохранении гибкой системы обучения сообразно способностям школьников и рекомендациям социально-медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, корректирующего развитие каждого ребенка, учитывающего состояние его здоровья;

-развитие у школьников системы ценностных ориентаций в сфере образовательной деятельности, ориентация на познание как безусловную ценность для современного культурного, развивающегося человека;

-формирование способности осуществлять осознанный выбор стратегии поведения.

3 ступень – среднее (полное) общее образование:

-обеспечение качественных результатов образовательного процесса с     целью подготовки учащихся к продолжению образования;

-организация обучения на основе социально-медико-психолого-педагогической диагностики, рекомендаций учителей, выбора родителей и свободного самоопределения старшеклассников, основанного на предпрофильной подготовке;

-удовлетворение потребностей учащихся и их родителей через увеличение числа и разнообразия     элективных учебных предметов и профильной дифференциации;

-формирование компетентностей, ориентированных на ответственное поведение, проявляющееся в различных видах деятельности;

-формирование способности осуществлять осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Дополнительное образование:

-совершенствование   системы дополнительного образования для  максимально полного удовлетворения запросов учащихся и  развития их способностей с учетом ресурсов ОУ;

-укрепление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования на основе социального партнерства;

-осуществление преемственности  обучения и воспитания в процессе формирования ответственности школьников;

-обеспечение непрерывного восходящего развития личности каждого ученика в ходе учебного процесса и внеурочной деятельности.

Система воспитательной работы:

-обеспечение взаимодействия всех субъектов  воспитательного процесса;

-создание системы воспитательных влияний: среда, личностные данные учащихся, воспитательные технологии, самоуправление – для формирования здоровой, творческой, гармонично развитой, свободной и ответственной  личности, способной реализовывать свои возможности и наклонности в современном обществе;

-совершенствование воспитательной работы по следующим направлениям:

-формирование аксиологической сферы школьников;

-спортивно-оздоровительная работа;

-формирование гражданско-правовой направленности личности учащегося, патриотическое воспитание;

-эстетическое воспитание;

-формирование самосознания учащихся, духовно-нравственное воспитание.

На основании изучения антропологических  закономерностей развития человека сформулирована концепция деятельности образовательного учреждения: от валеологически обоснованного самопознания  и овладения ключевыми компетентностями (1-4 класс) через саморазвитие, смыслотворчество и самосовершенствование (5-8 класс) к осознанному самоопределению и высоким конечным результатам (9-11 класс)

Качественные характеристики развития школьника Педагогические категории
Сформированность ответственного отношения к здоровью как условие достижения высоких конечных результатов

ответственное отношение школьников к здоровью как условие достижения высоких конечных результатов;

активная позиция в вопросах  здоровьесбережения;

формирование культуры здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек;

снижение уровня заболеваемости;

участие и победы в спортивных соревнованиях

Достижения в  учебной деятельности

информационная компетентность;

успеваемость;

качество знаний;

участие и победы в олимпиадах и ученических конкурсах;

освоение учебной деятельности;

динамика результатов качества знаний

Способность эффективно продолжать образование

предпрофильная подготовка;

профильное обучение;

индивидуальные образовательные планы;

готовность к самообразованию;

профессиональная ориентация;

поступление в учебные заведения после окончания школы

Развитие способностей и возможностей

рост образовательной потребности, возможностей и способностей к продолжению «образования через всю жизнь»;

повышение личностно-познавательной активности;

работа в кружках и клубах по интересам;

личностный рост;

—    индивидуальная образовательная траектория

Успешная социализация

повышение уровня воспитанности;

снижение количества правонарушений;

развитие социальной компетентности;

устойчивая гражданская позиция;

правовая подготовка

Успешное общение и выстраивание эффективных коммуникаций

коммуникативная компетентность;

умение жить в коллективе;

формирование культуры поведения;

толерантность

Личная популярность в значимых группах

социальная, эмоциональная компетентность;

сфера саморегуляции;

демократический стиль отношений